Рецензия:
Сделанный как набор ярких иллюстраций к избранным главам книги Марии Семеновой, «Волкодав» все же пропускает слишком много страниц, а своих связок не дает. Даже не сравнивая экранизацию и роман, нельзя не заметить, что без знания романа связный сюжет на экране не вырисовывается. Проблема не в фальши поступков и отношений, а в практическом отсутствии отношений и очень слабой мотивации поступков.
Волкодав спас невольницу Людоеда, она ему благодарна. Волкодав спас ученого раба, он ему благодарен. Все. Впервые встречаясь с Волкодавом, кнесинка Елень едет в Галирад в обозе в мальчишеской одежде. Почему и откуда едет, не сказано. Когда позже появится во дворце в царском женском наряде, Волкодав не отреагирует. С какой стати он в старославянском мире будет затем учить ее восточным единоборствам, не объяснено. Внеземной характер цивилизации не подчеркнут. Характеры персонажей исчерпаны экзотическими именами (Кендарат, Ниилит, Тилорн, Дунгорм) и знакомыми звездными лицами даже в маленьких эпизодах (Петр Зайченко, Татьяна Лютаева, Нина Усатова). А юмор, а психология? Накапливаясь, упущения повергают в растерянность и скуку, несмотря на яркость отдельных иллюстраций.
В течение всего сеанса остается следить только за визуальным рядом. За усилиями гримеров-пастижеров, художников-декораторов, компьютерных специалистов и постановщиков драк. Эта «слежка» - единственное, что придает динамику просмотру. Но динамика, к сожалению, тоже вышла из серии «то потухнет, то погаснет». Например, положительный факт, что худенький невысокий Александр Бухаров настолько киногеничен, что выглядит на экране вполне по-богатырски. Чисто внешне сложился и «длинноволосый» образ Игоря Петренко, которого не узнать. Но Тилорн, Кендарат и особенно массовка в глубине кадра даже гримом и костюмом не поднимаются выше художественной самодеятельности. Впечатление самодеятельности оставляют многие зрелищные компоненты. Галирад построен на совесть, но пяти квадратных километров на «Мосфильме» оказалось мало для большого города. На общих дальних планах город целиком и нелепо нарисован. Ночная лесная схватка вокруг святилища кончается красиво – волшебный свет получился, но во всем ее течении столько искусственных дымов, что никакого масштаба. Тыкая пальцем в любой эпизод, видишь лишь слабое желание уподобиться Питеру Джексону. «Славянский» характер фэнтези означает лишь принцип «и так сойдет».
В «Волкодаве» нет ни голливудских денег, ни техники, ни – самое основное - творческого импульса. Кинокомпания «Централ Партнершип» никогда не скрывала, что делает ставку на медиа-лица в сочетании с прочной литературной основой. Для создания иных миров, древних и волшебных, нужен, однако, режиссер. Тот, кто единым импульсом своей личности сведет вместе все подробности мира. Николай Лебедев в юности ставил малобюджетный жанр («Змеиный источник», «Поклонник»), где о целостности речь не шла. Затем снял тяжеловесную «Звезду», где никакие танки не скрывали беспомощность монтажа и общую идеологическую фальшь. Поэтому, если компания легко могла добиться от Лебедева послушания и «вписания» в 10-миллионный бюджет, изначально тем самым рубила сук, на котором сидит. Вместо скромного, но достойного отечественного фэнтези она имеет теперь «не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку». Вроде того Нелетучего Мыша, который – единственный в «Волкодаве» - понравился всем и каждому. Увечное перепончатокрылое вызывает искреннюю жалость, и эта эмоция символична для всего фильма. Жалко людей за долгий бесплодный труд.