Санитары подземелий – старый жанр в новой упаковке

Не скроем, что «Санитары» были весьма ожидаемы, благо, что за спиной разработчиков незримо, но осязаемо, присутствовал Дмитрий Юрьевич Пучков «Гоблин». К слову – это его идея, его книга и полностью его творение, посему неудивительно, что игра изобилует серьёзным лексиконом и интересными находками. Программу разрабатывали долго, постоянно что-то правили, внедряли и переделывали, так что по прошествии нескольких лет, мир (точнее Россия) наконец то увидел то, что так долго обсуждалось на игровых выставках. «Санитары» вышли и теперь их можно лицезреть, что называется «со страшной силой».

Там за туманами…
Игра продаётся в двух вариантах, первый – бокс, с футболкой и всякой всячиной внутри, а второй – обычный jewel, в котором ничего кроме диска нет. Диск, как вы уже поняли, DVD. Футболка, кстати, высокого качества, что приятно. Инсталляция проходит очень быстро, существенных вопросов не задаёт, думать не заставляет – отлично. Запускаем игру и в ожидании традиционного свопа посматриваем на индикацию активности HDD. Нет, нам опять повезло, загрузка происходит практически моментально и на экране появляется Дмитрий Юрьевич. На первый взгляд показалось, что ролик снят где-то в Питерских «Крестах», но это всего лишь предположение, вряд ли являющееся истиной. Кстати, это тоже новация, ибо вы много видели игр, где идеолог и создатель рассказывает вам про то, что будет по ходу игры? Вот и нам кажется, что такого больше нигде нет.

Затем пошла заставка в полном «3d», где нам объясняют стратегическую задачу и однозначно определяют судьбу на неопределённое время. Задача, в целом, не простая – предстоит найти космический челнок, на котором закоренелые жители планеты «Матросская тишина» должны сбежать, сея уголовный ужас на сопредельные галактики. Собственно необходимо саботировать проект, посему главного героя «Кабана» с диверсионной группой, десантируют под видом зеков на недружелюбную область с целью устранить челнок и устроить вселенский тарарам. Как и следует в подобных играх, всё пошло не правильно, челнок «жестко приземляется» и Кабан приходит в себя уже один, без ничего, да ещё и в компании двух негров-каннибалов.

Такие расклады не могут не порадовать и поэтому четыре дня подряд мы судорожно разгадывали тактические головоломки, двигаясь к решению поставленной задачи. Теперь можем поделиться полноценным впечатлением об игре, а именно рассказать читателям, на что она похожа, чем берёт «за душу» и какие недостатки хорошо видны.

Игровой процесс
Примечательно, что с самого начала игрок совершенно точно понимает – на планете ничего хорошего ждать не приходится. Практически под каждым кустом сидит враг, который нападает неожиданно и нередко перевешивает Кабана в мощности и ловкости, что сильно портит первоначальные ощущения от процесса. Кабан лёгок на ругань, в диалогах чувствуется рука Мастера, который органично вплетает «зоновский» сленг в игровые тексты. Атмосфера на экране монитора, прямо скажем – удручающе депрессивная, а это как раз и есть то самое чувство, которое лучше никому не испытывать в реальной жизни.
Ряд игр, схожесть с которыми выглядит вполне очевидно можно перечислить по пальцам – это The Fall, Fallout и Commandos. Интерфейс управления не очень удобен, по началу трудно понять, каким образом Кабан атакует, где проверять статус очков опыта и каким образом использовать инвентарь. С одной стороны можно отнести данные недостатки к банальным «профессиональным придиркам», но как нам кажется, в подобных играх обязательно должен присутствовать режим обучения, иначе у многих отпадёт желание продолжать сражаться после первой же стычки с неприятелем. Ролевая система «Санитаров» работает неукоснительно, это чувствует во всём, начиная с прокачки «скилов» (умений) персонажа, заканчивая диалогами с ключевыми NPC. В аннотации к игре не зря сказано, что за своим языком надо плотно следить, ибо если вести себя нагло и вызывающе, можно быстро закончить своё существование в «топке» завода по изготовлению оружия и патронов. Ну, а продвижение по карьерной лестнице на первых этапах игры вообще выше всяких похвал, чего стоит только сценарий по убийству «Гувера» и побег с завода на паровозе :)

Граждане вокруг персонажа чаще всего настроены нейтрально или недружелюбно, не стоит бросаться в авантюрные предложения персонажей, очень легко попасть в переплёт и завершить игру раньше времени. Да и народец подобрался знатный – Китайцы, Арийцы, Белые, Негры. Можно сказать на все вкусы и вам везде предстоит побывать и поучаствовать в жизни людей, бандитских разборках, ограблениях и даже охотиться на кислотных тушканчиков. Кстати давайте поговорим о живности, благо на «Матросской тишине» её предостаточно. Как вам такие названия: Боевой страус, Боевая крыса, Мегаслизень, Свинобык, Крысоволк и т.п. Большинство животин «агры» (т.е. настроены агрессивно и нападают первыми),а посему перед вылазкой в ближайший лесок необходимо ознакомиться с картой, набрать побольше аптечек и патронов.

Амуниция и предметы
Разумеется, для качественного игрового процесса необходима серьёзная амуниция, которая в первой половине игры практически недоступна. Ибо вплоть до первого «связного», наиболее ценным оружием будет обычный тесак для рубки мяса. Автомат постоянно сбоит - «осечки», а к пистолету вечно не хватает патронов. Но это только в начале игры, потом ситуация меняется коренным образом и проблем с оружием становится меньше, т.к. очки умений подросли, а в ваше распоряжение попадает целая диверсионная группа. Тотчас вспоминается стародавняя игра Commandos (тактический военный симулятор), где на прохождение каждой карты тратилось в среднем по нескольку дней. Слава Богу, тут в «Санитарах» таких заданий нет, и большая их часть проходится максимум с 10-й попытки. Возвращаясь к теме оружия, стоит отметить богатый набор гранат, автоматического оружия, пистолетов, винтовок и ножей с дубинами разных размеров. В качестве «шмота» (одежды), игроку предоставляется небольшой набор брони, по внешнему виду которая временами напоминает вторую «дьяблу». За то в плане гражданской одежды выбор весьма широк, начиная от трепья, которое в изобилии раскидано по шкафам, заканчивая приемлемыми шмотками армейского типа. С аптечками и иными «лечилками» история особенная. Вам предоставлены самые разные виды аптечек, регенераторов и… наркотиков. Последние немного повышают вам количество очков жизни, но снижают параметры восприятия ситуации (к примеру, ловкость). В состав наркотического склада входят такие изделия как, «кумар трава», стероиды «домкрат», водка «облом» и веселящий квас «Караул». Разумеется, это не весь список того, что можно найти в игре.

География
Перемещение по миру происходит двумя способами. Первый «автоматический», когда персонаж добирается в означенный «круг» и попадает в соседнюю локацию. И «мануальный», в котором игрок сам выбирает нужное место на встроенной карте. На планете «Матросская тишина» находятся несколько крупных объектов, по которым вам предстоит прогуляться. Самый большой город «Северный», населён белым населением, оно же самое многочисленное и злое.

Однако в городе живут и представители Китайской нации, а также негры. Кого там нет, так это Арийцев, они же полит.заключённые, которые поселились в крепости Кройцвайзбург и разумеется никого к себе не пускают. Крепость прекрасно охраняется, однако в виду того, что политических заключенных не так много, её размеры не столь велики, как города планеты. Разумеется, те, кто не живут в «Северном» организовывают свои поселения, среди которых особенно отличаются людоеды из секты «Свидетелей Тайной Вечери», живущие в горах и регулярно атакующие остальных жителей планеты. Наиболее мирным населением можно считать китайцев, основная деятельность которых заключается в охоте на диких страусов, коих ужасно боятся их соседи – негры из деревни Момбаса.

Ролевая система и особенности игры
Кабан может изучать ряд навыков, которые увеличивают эффективность его жизни на планете. Очки опыта зарабатываются путём боёв и передвижения по локациям. При этом не стоит забывать, что на параметры влияет одежда, оружие и ваша привычка разговаривать с местным населением. Так, если всем хамить, задаваться перед авторитетами и вести себя как скоту, то во-первых долго не проживёшь, а во вторых очков опыта за подобное «мастерство» никто не добавит.

Интересными навыками можно считать «Грабёж» и «Воровство». Реализация проста, как и в любой RPG. Подходим, нажимаем на нужную клавишу и перетаскиваем интересующие нас предметы. Думаете всё? Нет, на деле ситуация усугубляется в зависимости от того, что вы хотите украсть или выбить. Скажем, стащить аптечку можно без особых сложностей, но вы никогда не сможете украсть одежду или оружие, которое NPC держит в руках. С грабежом всё проще и одновременно сложнее, забрать то можно всё, но и помереть не долго, ибо охрана ходит по всем локациям (кроме леса) и внимательно наблюдает за происходящим. Так что попытка «наехать» на мирного зека может закончиться плачевно, перестреляют всех.