Страна: Россия
Год: 2006
Режиссер: Лунгин Павел
В ролях:
Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Юрий Кузнецов, Виктория Исакова, Нина Усатова, Яна Есипович, Ольга Демидова, Тимофей Трибунцев, Алексей Зеленский, Гриша Степунов, Сергей Бурунов и др.
Сценарий: Дмитрий Соболев
Жанр: драма
Бюджет:
Премьера в России: 23 ноября 2006
Рус. сайт: http://www.ostrov-film.ru/
IMDb: http://www.imdb.com/title/tt0851577/
Рецензия:
1942 год. Небольшой буксир северного флота захватывают немцы. Команда судна – два человека, шкипер Тихон и боцман Толя. Во имя спасения собственной жизни второй соглашается убить первого. Немцы слово держат, оставляя предателя на заброшенном острове. Спустя 34 года на этот остров со всей страны едут люди, прослышавшие о чудотворце отце Анатолии. Он и вправду способен лечить, предсказывать будущее, изгонять бесов. Аскетический образ жизни (спит на угле, мало ест, ходит в обносках) делает о. Анатолия в глазах прихожан и монахов едва ли не святым. Только у самого тяжело на душе, жить, дышать нестерпимо. Убитый товарищ Тихон стоит перед глазами…
Павел Лунгин одним из первых в современном российском кинематографе решил поговорить о вечной теме человеческого покаяния через призму православной символики. На фоне нынешних блокбастеров для возрастной аудитории «от 10 до 16» шаг рискованный, но, надо полагать, искренний. Перед нами не «главный хит сезона», а по-хорошему взрослое, умное кино, рассчитанное на аудиторию постарше, на тех, кто выбирается в мультиплексы по большим праздникам, каковым собственно фильм Лунгина вполне может стать. «Остров» как-то сразу пленит отсутствием заигрываний с публикой, их там попросту нет. Есть внятная, со знанием дела рассказанная история.
Кого-то может смутить антураж содержательной части фильма. О монастырях в новейшей истории у нас, кажется, ещё не снимали, на крупных планах не молились, экзорцизмом не занимались. В «Острове» это конечно не формальность, Лунгин снимал фильм о силе веры, православной веры, но видеть в этом выполнение некоего заказа было бы явным преувеличением. В конечном счёте, режиссёр делал фильм о Человеке, всё остальное здесь, как минимум, вторично. Лунгин умело, порой даже слишком выпукло, демонстрирует привычную для каждого из нас антиномичность (у каждого она, естественно, своя). С одной стороны, отец Анатолий – целитель, мудрый старец, почти святой; с другой – предатель, дезертир, трус. Вот он – центральный драматургический конфликт «Острова».
Как сложится прокатная судьба новой картины Лунгина можно предсказать уже сейчас. Зрительский интерес к фильму будет носить скорее качественный, нежели количественный характер. На что-то иное «Острову» рассчитывать не приходится. И это совсем неплохо. Отец Анатолий в удивительно честном и пронзительном исполнении Петра Мамонова лечил только тех, кто понимал, что болен. Удовольствие от картины смогут получить только те, кто этого в хорошем смысле заслужил.